главная все рассказы А Чехова

Дом с мезонином: для читательского дневника

полный текст  >>>>  Дом с мезонином

Чехов: Дом с мезонином: читательские дневники: краткое содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

 
Читательский дневник - 1

Главные герои
Художник  – рассказчик, от лица которого ведется повествование.
Лида  – серьезная, решительная девушка, которая мечтает о процветании народа.
Женя (Мисюсь) – младшая сестра Лиды, сентиментальная, романтичная.
Другие герои
Белокуров – помещик, молодой человек, инертный, инфантильный.
Екатерина Волчанинова – мать Лиды и Жени, вдова, мягкая женщина.

Тема рассказа

Тема любви, тема труда и тема народа
А.П. Чехов был тонким психологом, поэтому ему нравилось наблюдать за людьми, их поведением и привычками.

Краткое содержание

Молодой художник, гостит в поместье своего друга, усадьба которого находится вблизи дома Волчаниновых. Старшая дочь Волчаниновых - Лида, учительница и общественница, посвятила свою жизнь изучению тягот жизни простого народа и улучшению его нужд. Ее взгляды на жизнь резко контрастировали с праздностью и сибаритством (как она считала) нашего героя.

Младшая сестра, 18-летняя Женя, приглянулась художнику своей детской непосредственностью, чистотой и искренностью. Между молодыми людьми возникает взаимное чувство.

Узнав об этой симпатии, Лида, презирающая взгляды и образ жизни ухажера своей младшей сестры, отсылает ее вместе с матерью сначала к тетке, а потом (возможно) и за границу.

Все, что остается нашему герою - небольшое письмо и слабая надежда на то, что когда-нибудь они, может быть, встретятся

Отзыв о рассказе

Рассказ такой сюжетный и понятный: художник знакомится с двумя сестрами, одна знает себе цену, видит смысл жизни, вторая беспечная девушка. Чехов показывает жизнь, делает это так искренне,что люди на книжных страницах не ушли в небытие они и сейчас среди нас, и в наши дни все эти ситуации актуальны. Воодушевляет описание природы.«Я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее … Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость … Направо в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились.»

Читательский дневник - 2

Главные герои:
Волчанинова Женя (Мисюсь) - девушка 17—18 лет
Волчанинова Лидия - учительница
Художник — рассказчик

Героини рассказа - две сестры Волчаниновы.
Первая - Лида - очень похожа на современных благотворителей - собирая деньги на больных детей, пожертвования на детскую больницу и делая это публично, они нарушают главный принцип благотворительности: добро должно быть тайным. Лиде 22 года, она красавица, активно занимается общественной работой, очень долго обсуждает вопросы земства.

Главное качество Лиды - чудовищное, распирающее ее самодовольство. Вот она дает уроки грамоты крестьянской бабе, диктует ей, расхаживая по веранде: "Вороне как-то бог послал кусочек сыру... Кусочек сыру". - И этот несчастный кусочек сыру у нас теперь навеки ассоциируется с публичной благотворительностью и заботой о земстве.

В образе Лиды Чехов показывает нам, как человек глушит себя какой-то физической активностью, чтобы не заниматься собственной душой. Люди часто помогают другим просто для того, чтобы купить себе чистую совесть.

Читательский дневник - 3
 
Главные герои:
Волчанинова Женя (Мисюсь), девушка 17-18 лет, с тонкими и бледными чертами лица;
Волчанинова Лидия - работает учительницей, 23 года;
Волчанинова Екатерина Павловна - вдова;
провинциальный помещик Белокуров;
художник - рассказчик, живет в имении Белокурова.

Рассказ о несбывшемся человеческом счастье. Ответственность за это лежит на героях произведения. Разрушив счастье своей младшей сестры Жени, Лидия не смогла построить своё.

Читательский дневник - 4

Краткий отзыв о рассказе.

Молодой художник однажды приезжает в деревню. Тут он встречает двух девушек, они сестры. Старшая из них Лиза, у нее сильный и властный характер. А вот младшую сестру зовут Женя, она была очень простой девушкой с кротким характером. Художнику очень понравилась Женя, кстати и она испытывала нежные чувства у художнику. Художник понравился всем членам семьи девушки, кроме Лиды. Лида разлучила влюбленных.

Женя уехала со своей матерью. Потом молодой человек получил письмо от Жени, где она писала что не может идти против воли своей сестры.

В этом произведении мы видим человеческие ценности, оно не потеряло актуальности в наши дни.

Читательский дневник - 5

Рассказ поднимает вопрос о ценности человеческого труда и о необходимости социальных перемен. На примере главных героев Чехов демонстрирует различные варианты решения проблем. Лидия, имеющая активную жизненную позицию, по пути к своей цели, сама того не желая (или желая?), приносит в жертву счастье своей сестры. Рассказчик, менее агрессивный в своих суждениях и более оптимистичный, выбирает другой путь - более долгий, но менее травматичный. На его взгляд совершенное общество может быть построено только через духовное самосовершенствование каждого человека.
Его правильные, но не жизнеспособные теории, как и его любовь, в конце концов остаются только красивыми словами и сладкими, но болезненными воспоминаниями. Например, он полагает, что если бы все выполняли хоть небольшое количество физической работы, тогда крестьянский труд не был бы таким тяжелым. Он одобряет общественное здравоохранение, но не предлагает никаких практических предложений касаемо того, как все это устроить.

Художник и мечтатель, он попросту промечтал свою любовь.

Читательский дневник - 6
 
Содержание по главам:

I глава

Герой вспоминает о жизни в поместье Белокурова, где он целыми днями смотрел на небо, читал и спал. Однажды по пути домой он забрел в чужую усадьбу с мезонином, где встретил двух девушек.

Вскоре после этого, когда художник и Белокуров гуляли, к дому подъехала старшая из девушек — Лидия Волчанинова. Она приехала просить за погорельцев. В конце встречи она приглашает героев на ужин.

Помещик рассказывает о её семье — живет с мамой, Екатериной Павловной, и сестрой Женей, по прозвищу Мисюсь, а сама работает учительницей за 25 рублей и гордится этим.

Когда они приезжают к Волчаниновым, то Лида разговаривает только с Белокуровым, а Мисюсь с героем.
В конце Белокуров так говорит об их семье:
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

II глава

Герой стал часто бывать у Волчаниновых. Лидия не любила его за то, что он не изображает народных нужд. А Мисюсь с удовольствием проводила с ним время, поскольку сама не имела никаких забот.
Однажды, собирая грибы в саду, он встречает Женю, которая всё не может понять, почему художник и Лида всегда спорят. Но все сходятся во мнении, что Лида — прекрасный человек.
Мать девушек всегда была близка с Мисюсь, но при этом благоговела перед старшей дочерью.
Сравнивая жизнь Белокурова и Волчаниновых, герой не может понять, почему помещик живет так скучно и не влюбится в Лидию. Но тот говорит, что влюблен в женщину, с которой сожительствует.

III глава

Лида рассказывает матери, что в Малозёмове могут открыть больницу. Она считает, что все эти вопросы не важны для героя, и на этой почве возникает спор между ними.
Художник говорит, что больницы и грамота не нужны крестьянам. Главное, это освободить их от тяжкого труда, который сковывает всю их жизнь. Получив подачку, люди лишь будут чувствовать себя более обделенными, по сравнению с высшими классами. Каждый должен взять на себя часть их работы, а то, что делает Лидия, бессмысленно.
Девушка же говорит, что нельзя сидеть, сложа руки, и не желает понять позицию героя.
В конце концов, когда он заявляет, что не хочет, и не будет работать, Лида просит сестру выйти. Разговор вновь идет о другом.

IV глава

Вечером, после разговора, герой с Мисюсь прощаются. Он обнимает и целует её, говоря о своей любви. На прощание девушка сообщает, что не может не рассказать всё родным, и убегает. На следующий день в доме только Лидия. Мать и Женя уехали к тете и вернутся не скоро. Из записки Мисюсь художник узнает, что Лида была против их отношений и заставила уехать сестру.
Через несколько лет, встретив Белокурова, он узнает о жизни всех, кроме Мисюсь. И до сих пор хочет найти её.

Читательский дневник - 7

Главный герой рассказа, известный молодой художник знакомится с семьей Волчаниновых, живущей в доме с мезонином. Семейство Волчаниновых состоит из матери-вдовы Екатерины Павловны и ее двух дочерей — 23-летней Лидии и 18-летней Жени (она же "Мисюсь").

Лидия - девушка с прогрессивными взглядами. Она работает учительницей в местной школе, лечит крестьян, участвует в общественной жизни и т.д. Мать и сестра восхищаются Лидией и во всем слушаются ее.

В отличие от Лидии, Женя ведет праздный образ жизни и целыми днями читает книги. Тихая, милая, беззаботная Женя нравится художнику, он влюбляется в нее. Девушка отвечает ему взаимностью.

Бывая у Волчаниновых, художник нередко спорит с Лидией о ее деятельности. Молодой человек утверждает, что дворяне не должны лечить и учить крестьян, а прежде всего должны освободить их от рабского, нищенского положения. Художник считает, что в этом случае крестьяне смогут сами развиваться, думать о душе, науке и искусстве и будут меньше болеть. Лидия не разделяет взглядов художника и презирает его. Она настаивает на том, что нельзя сидеть сложа руки и что ее общественный труд куда полезнее, чем рисование картин.

Однажды, после особенно неприятного спора с Лидией, художник уходит домой. Женя провожает его, и влюбленные впервые целуются. Придя домой, Женя рассказывает матери и сестре о своих чувствах. Лидия выступает против этого брака и тут же отправляет Женю с матерью в другую губернию к родственникам. Художник понимает, что всему виной его конфликт с Лидией. Женя оставляет любимому записку, в которой просит прощения и объясняет, что не может ослушаться сестру, поэтому уезжает.

Спустя годы художник иногда вспоминает о Жене. Ему кажется, что она тоже помнит о нем и что они встретятся.
  
Антон Чехов: Дом с мезонином: что написать для читательского дневника: ученикам разных классов. Кратчайшее содержание, сюжет, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ. Chehov-rasskaz.ru
читательские дневники

лучшие рассказы:
Анна на шее
Белолобый
Беззащитное существо
Беглец
Ванька
Гриша
Дама с собачкой
Детвора
Дом с мезонином
Драма на охоте
Душечка
Жалобная книга
Злоумышленник
Злой мальчик
Ионыч
Каштанка
Крыжовник
Лошадиная фамилия
Мальчики
Налим
На охоте
О любви
Палата 6
Пересолил
Попрыгунья
Размазня
Смерть чиновника
Случай из практики
Степь
Студент
Спать хочется
Толстый и тонкий
Тоска
Учитель словесности
Хамелеон
Хирургия
Человек в футляре
Черный монах
Шуточка