главная все рассказы А Чехова

Жалобная книга: для читательского дневника

полный текст  >>>>  Жалобная книга

Чехов: Жалобная книга: читательские дневники: краткое содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

 
Читательский дневник - 1

Главные герои

Ярмонкин – недалекий гражданин, готовый обвинить в глупости кого угодно, но  не себя.
Самолучшев – конторщик, возмущенный грубым поведением кондуктора и жандарма
Алексей Зудьев – гимназист, ученик седьмого класса гимназии
Неунывающий дачник – веселый мужчина.
Дьякон Духов – священнослужитель
Козьмодемьянский – телеграфист, которого уволили за пьянство, но он так и не признал своей вины.
Иванов 7-ой – единственный человек, который попытался образумить тех, кто оставлял глупые записи, и в ответ получил оскорбление.

Сюжет

Заброшенной железнодорожной станции в особом месте лежит жалобная книга, в которую нужно писать жалобы на обслуживание или предложения по улучшению работы железнодорожного транспорта.
Ключ хранится у жандарма, но конторка давно сломана и ключа, чтобы добраться до книги не нужно, поэтому там пишут все, кому не лень, причём пишут всякую ерунду, не относящуюся к делу.
Кто-то пишет глупые стишки, кто-то объяснения в любви, а кто-то рисует рожицы и ставит кляксы.
Есть и несколько записей, которые якобы направлены на улучшение качества обслуживания на транспорте, но они написаны так безграмотно и сумбурно, что сделать по ним какие-то выводы невозможно.

Моё мнение:

Поначалу может показаться, что рассказ лишен какого-либо смысла. Но, анализируя каждую заметку, можно составить представление о характере, привычках, жизненных ценностях того, кто ее оставил в жалобной книге. Таким замысловатым образом писатель отразил не только образы конкретных людей, но и показал Россию в миниатюре – то, чем живут люди, чему радуются и чему огорчаются. Рассказ заставляет посмеяться не только над героями рассказа, но и над самим собой, потому что среди чужих недостатков каждый может найти что-то родственное. Рассказ невольно вызывает улыбку, и именно при помощи смеха А. П. Чехов пытается бороться с человеческими пороками и недостатками.

Главная мысль

Глупые, недалекие и невежественные люди – бич любого общества.

Цитаты:
«…Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры…»
«…Добродетелью украшайтесь…»
«…Кто писал не знаю, а я дурак читаю…»

Какие пословицы подходят к рассказу «Жалобная книга»?

Что написано пером, не вырубишь топором.
На свою глупость жалобы не подашь.

Отзыв:

Рассказ " Жалобная книга " очень смешной. Это зарисовка из реальной жизни. В книге пишут жалобы проезжающие. Настроение у них разное, поэтому и записи отражают настроение Самая забавная фраза, на мой взгляд, звучит так : " Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа ". Непонятно, кто ехал, и шляпа кажется живым и нелепым существом. Она - символ глупости. Такой же никчемной кажется и сама жизнь писавших.

Читательский дневник - 2

Написать краткое содержание рассказа "Жалобная книга" трудновато. Содержания как такового нет. Мы читаем, что есть такая книга - жалобная. Указано и место, где она хранится. А далее идут записи из этой книги. Все они разные, в основном короткие, и принадлежат разным людям.

Для читательского дневника можно написать:

Лежит жалобная книга в спец. конторке. Хотя там указано, что ключ от нее у станционного жандарма, конторка всегда открыта.
Книгу можно открыть и почитать, в ней самые разные записи, по сути мало имеющие отношения к жалобной книге.
(Можно в виде цитат привести несколько записей из жалобной книги).

Мое мнение

Я думаю, с одной стороны автор хотел пошутить над безграмотными и скучающими людьми, а с другой стороны, невежество – страшная проблема общества, к которой автор хотел привлечь внимание, чтобы сначала мы посмеялись, а потом задумались.

Главная мысль рассказа Чехова «Жалобная книга» заключается в том, что в некоторых людях велико стремление оставлять повсюду, где можно, напоминание о себе самом. Кто-то пишет на стенах домов, или в подъездах, а кто-то не упускает случая оставить запись в жалобной книге. При этом те, кто оставляет подобные записи, часто пишут с ошибками, выставляя себя тем самым на посмешище.

Рассказ Чехова учит уважительно относиться к письменным документам, делать записи только по теме и следить за своей грамотностью.

Читательский дневник - 3
 
Главные герои рассказа - все те, кто оставил записи в этой жалобной книге. 
Тут есть и ученик гимназии, и дьякон, и влюбленный, и зам. начальника станции и др.
Каждая запись, несмотря на то что записи короткие, так или иначе характеризует каждого из написавших ее. Одни пишут с ошибками, другие грамотно, кто в трезвом виде, кто пьяный, а кто влюбленный.
Большинство записей не носит жалобный характер. Многие из них написаны по глупости, от безделья или с злым умыслом.

В рассказе повествование идет об одном лишь единственном предмете- станционной жалобной книге, которая находится в открытой и лишенной внимания станционного смотрителя канторке, то есть, кто угодно может делать в нее записи. Этим люди активно и пользовались, чтобы излить гнев на несчастных работников забытой богом станции. Что примечательно, в жалобной книге не попадалось никогда не то, что положительной надписи, но и даже по существу справедливой, достойной жалобы. Записи в ней были разношерстные, но, в то же время, однотипные.

Так, встречались записи с жалобами на ветер, который сдул шляпу мирного гражданина, подъезжавшего на повозке к станции, или, например, ябиды на изменщицу жандармиху, обедающую с Костькой в станционном трактире.
Или, например, некий гражданин жалуется на физиономию начальника станции, а еще один упрекает буфетчиц за отсутствие постной пищи. В ответ ему "нацарапано" следующее: "Ешь, что дают". Остальные же граждане, проезжавшие мимо, просто не могли не воспользоваться шансом и не нагрубить или не обидеть того, кто будет это читать, поэтому, в связи с отсутствием реальных жалоб, они писали шуточные оскорбления и нелепые высказывания.

Стоит отметить, что Антон Павлович сделал все подписи под этими записями, выраженными фамилиями персонажей, говорящими, высмеивая всю их сущность и их характер. Каждая из жалоб является как бы зеркальным отражением личности человека, это писавшего.

Главная мысль рассказа

В таком коротком рассказе о жалобной книге одной из станций железной дороги необъятной России, Чехов показал всю страну в целом. Как в жалобной книге собрались самые разные записи, так и в России можно встретить самых разных людей. Вместе с Чеховым можно посмеяться как над всеми героями, так и над самим собой.

Читательский дневник - 4

"Жалобная книга" - небольшой рассказ-зарисовка, в котором, по сути, нет ни одного главного героя, кроме, может быть, самой книги, которая лежит где-то в конторке на железнодорожной станции и каждый проезжающий от нечего делать пишет в ней пару фраз, просто для того, чтобы немного развлечься.

Из всех приведенных Чеховым "жалоб" только одна именно жалобой и являлась (на грубость кондуктора Кучкина), авторы остальных - либо упражнялись в остроумии, либо просто писали о том, что в данный момент им казалось более или менее интересным: о том, как жандармская жена ездила за город с буфетчиком, о том, что кто-то "безумно любит Катиньку", о том, что господин Тельцовский является шулером и т.п.

Выделяя главную мысль рассказа, стоит, наверное, обратить внимание на то, что данная жалобная книга - это срез из жизни общества провинциальной России и на то, насколько эта жизнь отличается от жизни сегодняшней.

Читательский дневник - 5

Этот рассказ является сатирическим, в котором, через небольшие записи в этом документе, дается оценка их авторам.

По сути, все эти «жалобы» являются констатацией подлости, глупости, зла и безделья, ведь в основе все это записывалась просто «от нечего делать» посетителями, при чем имеющий различный уровень образованности.

Из всех «замечаний», которые имеются в Жалобной книге, только одно действительно таковым является – это запись священника, который отметил отсутствие в станционном буфете постных блюд.

Все остальное – глупое сочинительство, попытка «запечатлеть» свое имя на страницах жалобной книги, не задумываясь о смысле своих записей, а самое главное о их необходимости.

Чехов в этом рассказе высмеивает такие пороки, как глупость, подлость и зло, которые человек вполне может выразить и через обычные записи в Жалобной книге, которая фактически является "забором", на котором тоже можно написать все, что угодно и про кого угодно.

Читательский дневник - 6
 
По сути «жалобная книга», о которой повествует автор, таковой не является, ведь в ней жалоб, как таковых фактически нет, а все что посетители вокзала из-за наличия свободного времени, которое появляется в ожидании предстоящей поездки, плюс к этому попытки их «увековечить» свое там присутствие пишут там, так это подлость, пошлость, глупость.

Где-то это наверно связано с попыткой повеселить следующих читателей этой книги, где-то досадить другим.

Жалобная книга, это все-таки документ, который обязан вскрывать недостатки обслуживания и услуг в заведении, а не констатации сплетен и слухов, попытках самовыражения, которые выглядят как «записки сумасшедших».

Поэтому Чехов в своем рассказе иронизирует о таких человеческих недостатках, как необразованность, злость и глупость.

Рассказ А.П. Чехова - сатира на обычай народа писать нелепицы и несуразицы, сплетни и пошлости. Даже те записи, которые можно отнести к претензиям, написаны неграмотно и глупо, а жалобная книга напоминает современный интернет форум или социальный сайт. С одной стороны, пассажиры, коротая время, «жалуются», изливая накопившиеся эмоции и выражая сумбурно мысли.  С другой стороны, расписываются в своей глупости, невежестве и неграмотности.

Читательский дневник - 7

 На заброшенной железнодорожной станции в особом месте лежит жалобная книга, в которую нужно писать жалобы на обслуживание или предложения по улучшению работы железнодорожного транспорта.

Ключ хранится у жандарма, но конторка давно сломана и ключа, чтобы добраться до книги не нужно, поэтому там пишут все, кому не лень, причём пишут всякую ерунду, не относящуюся к делу.

Кто-то пишет глупые стишки, кто-то объяснения в любви, а кто-то рисует рожицы и ставит кляксы.

Есть и несколько записей, которые якобы направлены на улучшение качества обслуживания на транспорте, но они написаны так безграмотно и сумбурно, что сделать по ним какие-то выводы невозможно.

Вывод

Я думаю, с одной стороны автор хотел пошутить над безграмотными и скучающими людьми, а с другой стороны, невежество – страшная проблема общества, к которой автор хотел привлечь внимание, чтобы сначала мы посмеялись, а потом задумались.
  
Антон Чехов: Жалобная книга: что написать для читательского дневника: ученикам разных классов. Кратчайшее содержание, сюжет, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ. Chehov-rasskaz.ru
читательские дневники

лучшие рассказы:
Анна на шее
Белолобый
Беззащитное существо
Беглец
Ванька
Гриша
Дама с собачкой
Детвора
Дом с мезонином
Драма на охоте
Душечка
Жалобная книга
Злоумышленник
Злой мальчик
Ионыч
Каштанка
Крыжовник
Лошадиная фамилия
Мальчики
Налим
На охоте
О любви
Палата 6
Пересолил
Попрыгунья
Размазня
Смерть чиновника
Случай из практики
Степь
Студент
Спать хочется
Толстый и тонкий
Тоска
Учитель словесности
Хамелеон
Хирургия
Человек в футляре
Черный монах
Шуточка